Как выстроить работу в творческой команде

Как выстроить работу в творческой команде

Сложная, вдохновляющая и невероятно интересная.

Как управлять командой творческих людей

У каждого руководителя свои методы управления. Кто-то предпочитает строгие рамки, кто-то надеется на самостоятельность и профессионализм сотрудников. Кто-то применяет штрафы, а кто-то вводит систему бонусов и поощрений. 

И если во многом строгая дисциплина кажется оправданной мерой, то как быть с вдохновением? Есть мнение, что творчество не терпит давления, а креатив не выдаётся конвейерным методом. Разберёмся, как управлять творческими командами и вообще, возможно ли это.

Василий Лебедев, основатель ИКРЫ

«Я руководитель, который никогда не занимался сверхконтролем сотрудников. Считаю, что записывать часы на турникетах и вычитать копейки за неотработанные минуты – это удел не тех компаний, с которыми я буду работать. Для меня неприемлема концепция того, чтобы меня контролировали или я контролировал. Если посмотреть на это чуть более философски, а не через призму цели и бизнеса, это ведь некие дни проживания твоей жизни. И вот вопрос: хочет ли руководитель жить в постоянной тревоге, контролируя других? Все компании, которые я когда-либо сделал или ещё буду делать, буду строить на принципах доверия, мотивации и на поставленных целях для команд, которые те выполняют самостоятельно».

Зачем выстраивать работу в креативной команде

Любая команда, в том числе креативная, работает на общий результат. А значит, это совместные усилия. Даже самые неординарные творцы могут служить общей цели. 

Как же тогда быть с мифами о творческих людях, которые месяцам ждут вдохновения, не выносят конкуренции и не умеют вписываться в сроки?

Для начала определимся. Это действительно мифы. 

Миф №1 – в креативный процесс нельзя вмешиваться

Постоянная критика, правда, не способствует творчеству, а неясно сформулированные задачи и сумбурно организационные процессы кого угодно фрустрируют. Не только людей с креативным складом ума.

Когда же процесс организован с умом и все участники работают на общее дело, понимая свою ценность, то креатив становится навыком, который можно применять по запросу через креативные методики. А любой мониторинг деятельности воспринимается работниками не тем, что пугает, а тем, что помогает.

Василий Лебедев:

«Хороший мониторинг проектной деятельности и вообще прозрачное представление о ходе ведения проектов – вещь хорошая. Вот у нас в ИКРЕ есть «система управления проектами». Через неё мы можем смотреть: как мы работаем, как наши задачи двигаются, как они плывут и распределяются, как мы общаемся. Это хорошее средство повышения производительности. Мы используем эту систему, чтобы нам было вместе комфортно работать. За счёт этого удерживаем собственный ритм взаимодействия, и наши проекты случаются. И вовсе не для того, чтобы контролировать друг друга. Поэтому, если рассматривать «системы управления проектами» как системы мониторинга, доступные друг для друга, – да, это повышает производительность».

Миф №2 – дедлайны убивают креатив

Жёсткие сроки вредны только в двух случаях. Первый – когда за установленное время выполнить задачу невозможно физически. Второй – когда не умеешь планировать. Во всех остальных дедлайн только организует, стимулирует и запускает процессы, которые без чётко очерченных сроков откладывались бы бесконечно.

Незакрытые вовремя дедлайны, конечно, не хорошо. Однако штрафные санкции за просрочку тоже могут быть добрыми и креативными, как у ребят из команды Фитмост.

Наташа Дудина, директор по маркетингу Фитмост

«Корпоративная культура в Фитмост  в большей степени про дисциплину, чем про расслабленность. И, соответственно, мы следим за тем, чтобы держать себя в руках: приходить на работу вовремя, успевать за дедлайнами. Когда я даю задание, жду, что оно будет выполнено всеми. Есть у нас коллективная ответственность: мы стараемся, чтобы все придерживались правил. Например, если что-то не сделал, несёшь в офис 3 килограмма фруктов или можешь сделать пожертвование в благотворительный фонд». 

Миф №3 – творческие люди предпочитают работать в одиночку

Творческий процесс часто ассоциируется с уединением. Чтобы хорошенько обдумать идею, нужно как следует сосредоточиться, а посторонние могут отвлекать или уводить в сторону.

Однако существует множество креативных методик, которые помогают не только прорабатывать идеи в команде, но и делают достижение результата более объективным за счёт синергии и обмена опытом.  

Василий Лебедев:

«Рассуждая о том, как создать культуру доверия и ответственности, самое главное – научить сотрудников работать друг с другом. Такая культура возникает чаще всего не между прямым руководителем и сотрудником, а между участниками проектов. Например, тема планирования стратегических целей: она же во многом сделана для того, чтобы подталкивать кросс-функциональные инициативы, воспитывать культуру доверия и ответственности. Чтобы мы не только были завязаны на прямые, выполняемые нами KPI, но её е и на OKR, которые стратегически будут двигать компанию вперед».

Роль фасилитатора в управлении творческим процессом

Фасилитатор – это человек, который обеспечивает проектирование встреч, управление командами, качественный обмен идеями и помощь в принятии решений.

Facilitator – производное от английского глагола to facilitate – стимулировать, упрощать.

Хороший фасилитатор – это специалист, который помогает людям в команде эффективно коммуницировать. Он сфокусирован на процессе. Может ничего не знать о том, чем именно занимается компания, но понимает, как привести её к продуктивному решению. Следит за тем, чтобы все участники высказались и были услышаны.

Антон Лебедев-Романов, куратор курса по фасилитации в ИКРЫ

«Фасилитатор как Сплинтер из Черепашек Ниндзя — сами по себе черепашки неорганизованные, а Сплинтер наполняет их действия смыслом. Правда, в ИКРЕ фасилитаторы ещё более включённые и мягкие».

Для фасилитаторов важна эмпатия и тонкое понимание психологии людей. Сейчас эта профессия пользуется всё большей востребованностью.

Кирилл Балахтин, куратор ИКРЫ

«Меня попросили сопровождать нескольких предпринимателей, которые хотели посмотреть на Японию с другой стороны: на производство, ремесло, хай-тек и старину. Предприниматели – партнёры, которые вместе строят платформу для торговли криптовалютой. В какой-то из дней между ними разгорелся спор. Они начали говорить о том, что должно быть написано на главной странице сайта. Я по привычке начал фасилитировать их разговор, а ночью после этого один из гостей спросил, где я научился так быстро выстраивать разговор и помогать приходить к результату. Мы разговорились, и я рассказал, что помимо авторских туров занимаюсь инновационным консалтингом в ИКРЕ. Мы снова встретились и решили сотрудничать».
Кейс целиком тут

9 принципов взаимодействия с командой креативных людей:

  1. Доверие.
  2. Фокус на результат.
  3. Постановка ясной задачи.
  4. Регулярное обсуждение результатов.
  5. Координация.
  6. Поддержка.
  7. Создание вдохновляющей среды.
  8. Мотивация.
  9. Организация коллективного отдыха.

Инструменты для работы с творческой командой

Для работы с творческой командой подходит весь арсенал креативных методик. Отталкиваясь от задачи, можно определить наилучший инструмент для работы с творческой командой.  

  • Принципы Латерального мышления помогут при создании провокационных идей;
  • Jobs-to-be-done подойдёт для поиска истинной мотивации пользователя;
  • Дизайн-мышление глубоко исследует аудиторию;
  • CRAFT используется для создания больших идей и новых форм;
  • ТРИЗ совершенствует системы и устраняет противоречия;
  • ТОС выявляет ключевые проблемы.

Павел Бородин, методист ИКРЫ:

«Мы умеем круто выстраивать образовательный опыт таким образом, чтобы это было не скучно и динамично. Мы разбираемся в методическом арсенале построения мероприятий. Второе – это наша инновационно-креативная матчасть. Мы умеем синтезировать разные креативные методологии из совершенно разных индустрий, чтобы у нас появлялись сногсшибательные события. Построенные методически сильно и верно. С фреймворками, с подходами, с описанными процессами и так далее. У нас хакатоны – это не просто собрать людей, которые случайно что-то делают. Это выстроенные системные креативные процессы, которым мы обучаем людей.Не говоря уже, конечно, о цифровой нативности: у нас и диджитал часть с видео презентациями, с досками Miro, и офлайновые мероприятия с награждением команд, кампусами и так далее. Мы очень гибкие в этом смысле». 

Обучение креативным методологиям

Один из самых эмоциональных курсов ИКРЫ – Фасилитация и управление встречами. Мы собрали более 30 инструментов и приёмов. Отрабатывать которые будем сразу на практике.

Кураторы подготовили кейсы с примерами из нашего 15-летнего опыта, чтобы показать, как изучаемые техники работают в разных ситуациях. Будем тренироваться, вдохновлять своих коллег на совместную работу и поиск новых решений.

Чтобы в команде с лёгкостью генерировали идеи, сотрудники осваивали новые навыки и отличались особой продуктивностью, стоит провести для них корпоративное мероприятие или образовательную программу. В мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу» рассказали о мотивации, обучении и оценке команды. Скачивайте по ссылке.