Как выстроить работу в творческой команде
Сложная, вдохновляющая и невероятно интересная.
Как управлять командой творческих людей
У каждого руководителя свои методы управления. Кто-то предпочитает строгие рамки, кто-то надеется на самостоятельность и профессионализм сотрудников. Кто-то применяет штрафы, а кто-то вводит систему бонусов и поощрений.
И если во многом строгая дисциплина кажется оправданной мерой, то как быть с вдохновением? Есть мнение, что творчество не терпит давления, а креатив не выдаётся конвейерным методом. Разберёмся, как управлять творческими командами и вообще, возможно ли это.
Василий Лебедев, основатель ИКРЫ
«Я руководитель, который никогда не занимался сверхконтролем сотрудников. Считаю, что записывать часы на турникетах и вычитать копейки за неотработанные минуты – это удел не тех компаний, с которыми я буду работать. Для меня неприемлема концепция того, чтобы меня контролировали или я контролировал. Если посмотреть на это чуть более философски, а не через призму цели и бизнеса, это ведь некие дни проживания твоей жизни. И вот вопрос: хочет ли руководитель жить в постоянной тревоге, контролируя других? Все компании, которые я когда-либо сделал или ещё буду делать, буду строить на принципах доверия, мотивации и на поставленных целях для команд, которые те выполняют самостоятельно».
Зачем выстраивать работу в креативной команде
Любая команда, в том числе креативная, работает на общий результат. А значит, это совместные усилия. Даже самые неординарные творцы могут служить общей цели.
Как же тогда быть с мифами о творческих людях, которые месяцам ждут вдохновения, не выносят конкуренции и не умеют вписываться в сроки?
Для начала определимся. Это действительно мифы.
Миф №1 – в креативный процесс нельзя вмешиваться
Постоянная критика, правда, не способствует творчеству, а неясно сформулированные задачи и сумбурно организационные процессы кого угодно фрустрируют. Не только людей с креативным складом ума.
Когда же процесс организован с умом и все участники работают на общее дело, понимая свою ценность, то креатив становится навыком, который можно применять по запросу через креативные методики. А любой мониторинг деятельности воспринимается работниками не тем, что пугает, а тем, что помогает.
Василий Лебедев:
«Хороший мониторинг проектной деятельности и вообще прозрачное представление о ходе ведения проектов – вещь хорошая. Вот у нас в ИКРЕ есть «система управления проектами». Через неё мы можем смотреть: как мы работаем, как наши задачи двигаются, как они плывут и распределяются, как мы общаемся. Это хорошее средство повышения производительности. Мы используем эту систему, чтобы нам было вместе комфортно работать. За счёт этого удерживаем собственный ритм взаимодействия, и наши проекты случаются. И вовсе не для того, чтобы контролировать друг друга. Поэтому, если рассматривать «системы управления проектами» как системы мониторинга, доступные друг для друга, – да, это повышает производительность».
Миф №2 – дедлайны убивают креатив
Жёсткие сроки вредны только в двух случаях. Первый – когда за установленное время выполнить задачу невозможно физически. Второй – когда не умеешь планировать. Во всех остальных дедлайн только организует, стимулирует и запускает процессы, которые без чётко очерченных сроков откладывались бы бесконечно.
Незакрытые вовремя дедлайны, конечно, не хорошо. Однако штрафные санкции за просрочку тоже могут быть добрыми и креативными, как у ребят из команды Фитмост.
Наташа Дудина, директор по маркетингу Фитмост
«Корпоративная культура в Фитмост в большей степени про дисциплину, чем про расслабленность. И, соответственно, мы следим за тем, чтобы держать себя в руках: приходить на работу вовремя, успевать за дедлайнами. Когда я даю задание, жду, что оно будет выполнено всеми. Есть у нас коллективная ответственность: мы стараемся, чтобы все придерживались правил. Например, если что-то не сделал, несёшь в офис 3 килограмма фруктов или можешь сделать пожертвование в благотворительный фонд».
Миф №3 – творческие люди предпочитают работать в одиночку
Творческий процесс часто ассоциируется с уединением. Чтобы хорошенько обдумать идею, нужно как следует сосредоточиться, а посторонние могут отвлекать или уводить в сторону.
Однако существует множество креативных методик, которые помогают не только прорабатывать идеи в команде, но и делают достижение результата более объективным за счёт синергии и обмена опытом.
Василий Лебедев:
«Рассуждая о том, как создать культуру доверия и ответственности, самое главное – научить сотрудников работать друг с другом. Такая культура возникает чаще всего не между прямым руководителем и сотрудником, а между участниками проектов. Например, тема планирования стратегических целей: она же во многом сделана для того, чтобы подталкивать кросс-функциональные инициативы, воспитывать культуру доверия и ответственности. Чтобы мы не только были завязаны на прямые, выполняемые нами KPI, но её е и на OKR, которые стратегически будут двигать компанию вперед».
Роль фасилитатора в управлении творческим процессом
Фасилитатор – это человек, который обеспечивает проектирование встреч, управление командами, качественный обмен идеями и помощь в принятии решений.
Facilitator – производное от английского глагола to facilitate – стимулировать, упрощать.
Хороший фасилитатор – это специалист, который помогает людям в команде эффективно коммуницировать. Он сфокусирован на процессе. Может ничего не знать о том, чем именно занимается компания, но понимает, как привести её к продуктивному решению. Следит за тем, чтобы все участники высказались и были услышаны.
Антон Лебедев-Романов, куратор курса по фасилитации в ИКРЫ
«Фасилитатор как Сплинтер из Черепашек Ниндзя — сами по себе черепашки неорганизованные, а Сплинтер наполняет их действия смыслом. Правда, в ИКРЕ фасилитаторы ещё более включённые и мягкие».
Для фасилитаторов важна эмпатия и тонкое понимание психологии людей. Сейчас эта профессия пользуется всё большей востребованностью.
Кирилл Балахтин, куратор ИКРЫ
«Меня попросили сопровождать нескольких предпринимателей, которые хотели посмотреть на Японию с другой стороны: на производство, ремесло, хай-тек и старину. Предприниматели – партнёры, которые вместе строят платформу для торговли криптовалютой. В какой-то из дней между ними разгорелся спор. Они начали говорить о том, что должно быть написано на главной странице сайта. Я по привычке начал фасилитировать их разговор, а ночью после этого один из гостей спросил, где я научился так быстро выстраивать разговор и помогать приходить к результату. Мы разговорились, и я рассказал, что помимо авторских туров занимаюсь инновационным консалтингом в ИКРЕ. Мы снова встретились и решили сотрудничать».
Кейс целиком тут
9 принципов взаимодействия с командой креативных людей:
- Доверие.
- Фокус на результат.
- Постановка ясной задачи.
- Регулярное обсуждение результатов.
- Координация.
- Поддержка.
- Создание вдохновляющей среды.
- Мотивация.
- Организация коллективного отдыха.
Инструменты для работы с творческой командой
Для работы с творческой командой подходит весь арсенал креативных методик. Отталкиваясь от задачи, можно определить наилучший инструмент для работы с творческой командой.
- Принципы Латерального мышления помогут при создании провокационных идей;
- Jobs-to-be-done подойдёт для поиска истинной мотивации пользователя;
- Дизайн-мышление глубоко исследует аудиторию;
- CRAFT используется для создания больших идей и новых форм;
- ТРИЗ совершенствует системы и устраняет противоречия;
- ТОС выявляет ключевые проблемы.
Павел Бородин, методист ИКРЫ:
«Мы умеем круто выстраивать образовательный опыт таким образом, чтобы это было не скучно и динамично. Мы разбираемся в методическом арсенале построения мероприятий. Второе – это наша инновационно-креативная матчасть. Мы умеем синтезировать разные креативные методологии из совершенно разных индустрий, чтобы у нас появлялись сногсшибательные события. Построенные методически сильно и верно. С фреймворками, с подходами, с описанными процессами и так далее. У нас хакатоны – это не просто собрать людей, которые случайно что-то делают. Это выстроенные системные креативные процессы, которым мы обучаем людей.Не говоря уже, конечно, о цифровой нативности: у нас и диджитал часть с видео презентациями, с досками Miro, и офлайновые мероприятия с награждением команд, кампусами и так далее. Мы очень гибкие в этом смысле».
Обучение креативным методологиям
Один из самых эмоциональных курсов ИКРЫ – Фасилитация и управление встречами. Мы собрали более 30 инструментов и приёмов. Отрабатывать которые будем сразу на практике.
Кураторы подготовили кейсы с примерами из нашего 15-летнего опыта, чтобы показать, как изучаемые техники работают в разных ситуациях. Будем тренироваться, вдохновлять своих коллег на совместную работу и поиск новых решений.
Чтобы в команде с лёгкостью генерировали идеи, сотрудники осваивали новые навыки и отличались особой продуктивностью, стоит провести для них корпоративное мероприятие или образовательную программу. В мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу» рассказали о мотивации, обучении и оценке команды. Скачивайте по ссылке.